Статьи

Обзор The Bureau: XCOM Declassified

21.05.2015

xcomА так ведь хорошо все начиналось.… В первых роликах и скриншотах разработчики демонстрировали тактический шутер от первого лица с элементами хоррора, в котором бравые агенты XCOM сражались со сгустками материи, подчиняющей своей воле добропорядочных граждан США, и другими формами инопланетной жизни, а также делали фотоснимки пришельцев с целью их дальнейшего изучения и выявления слабых мест. Увы, по признаниям разработчиков, та концепция оказалась нежизнеспособной, и им пришлось в срочном порядке убрать хоррор и переместить камеру из глаз главного героя за его спину. Возможно, эта спешка и послужила причиной того, что релизная версия The Bureau: XCOM Declassified получилась вторичной и не очень интересной.

Бюро по борьбе с пришельцами

Агент ЦРУ Уильям Картер был одним из лучших работников, пока не потерял жену и ребенка. С того момента жизнь героя круто изменилась: он стал больше времени проводить в компании с алкоголем, и это в итоге привело к тому, что Картеру стали поручать задания низкой степени важности. Одно из таких заданий и стало судьбоносным для героя: он столкнулся с пришельцами, получил сверхъестественные способности, а также стал работать на Бюро – организацию, созданную изначально для противостояния коммунистической угрозе и переквалифицированную для борьбы с инопланетными захватчиками.

Каждая организация должна иметь свой штаб, и Бюро не стало исключением – Картер попадает в целый подземный комплекс, в котором работают десятки человек. Здесь он может пообщаться с коллегами, выбрать напарников для миссий, подобрать оружие и экипировку. К сожалению, пребывание на базе интересно только в начале игры, спустя какое-то время возникает желание побыстрее пропустить эту обязаловку и отправиться на следующую миссию. Дело в том, что в отличие от того же Mass Effect, в котором постоянно появлялось что-то новое на «Нормандии», здесь разнообразия ждать не стоит: все персонажи – бездушные куклы с заготовленным набором фраз, редкие происшествия не способны скрасить общую скуку, да еще и главный герой передвигается по базе неспешным прогулочным шагом, что вызывает лишь раздражение.

bureau_xcom_declassified-1377925771-s

Скучно на базе – интересно в бою

Гораздо интереснее на заданиях – именно здесь раскрываются все положительные стороны The Bureau: XCOM Declassified. Сражения в игре, как и полагается для серии XCOM, сложные и требуют применения грамотной тактики. Вместе с Картером на миссию может отправиться только двое агентов, зато количество врагов может исчисляться десятками. Поэтому приходится изворачиваться, задействовать все способности героев, не задерживаться долго на одном месте и постоянно следить за обстановкой на поле боя. Просто отсидеться в укрытии здесь не получится – враги быстро окружат, забросают гранатами – и поминай, как звали.

Справиться со сложными ситуациями поможет тактическая пауза. Вернее даже не пауза, а замедление времени, которое дает возможность отдать напарникам приказы. Агенты XCOM обладают специальными способностями, не доступными обычным смертным: тут и телекинез, и невидимость, и временная неуязвимость, и даже контроль над разумом врага. По мере набора опыта бойцы открывают в себе новые способности, и ближе к концу игры каждый из них превращается в умелого воина, способного в одиночку дать отпор небольшой армии. Каждый оперативник обладает своим набором навыков, перед миссией можно выбрать для себя двоих помощников, а остальных отправить на автономные задания – как в Assassins Creed: Brotherhood.

bureau_xcom_declassified-1377925772-s

Минусы и плюсы

Ложку дегтя в боевую систему добавляют некоторые недоработки. Например, хотелось бы иметь возможность бесшумного устранения противников, как в Splinter Cell: Blacklist. Иногда возникают ситуации, когда врага можно было бы обойти или незаметно убить со спины, но, к сожалению, такой возможности здесь не предусмотрено, поэтому всегда приходится ввязываться в открытую перестрелку. Второй существенный недостаток – беспросветная тупость напарников. С ними нужно натурально нянчиться: после раздачи приказов агенты их выполнят, а затем самоотверженно бросятся под вражеские пули. Самостоятельно думать они не способны, поэтому нужно постоянно держать напарников рядом и следить, чтобы их не подстрелили – вернуть агента из мертвых уже не получится. Это сильно вредит тактической составляющей и портит впечатление от игры.

И такие недоработки встречаются во многих аспектах игры. Например, как можно показывать карту, на которой видно, что вся Америка подверглась атакам инопланетян, но при этом утверждать, что эти нападения тщательно скрываются властями во избежание паники? Пришельцы нападают только на деревни, избегая крупных городов или как? Зачем нужно колесо диалогов, если выбор реплик ни на что не влияет? Зачем показывать в трейлерах невероятно мощное инопланетное оружие «Титан», расщепляющее людей на атомы, если на деле этого недотитана можно свалить за минуту, потратив на него два магазина патронов для дробовика? Зачем вставлять видеоролики, рассказывающие о душевных терзаниях Картера, потерявшего семью, и никак не развивать эту ветку сюжета?

Но, несмотря на это, все же The Bureau: XCOM Declassified заслуживает внимания. Здесь хорошо передана атмосфера эпохи 60-х: все эти пузатые автомобили, фетровые шляпы и ламповые телевизоры переносят игрока в одноэтажную Америку эпохи Элвиса. Здесь присутствует симпатичная графика: старичок Unreal Engine 3 уже в который раз доказывает, что на его основе можно сделать игру любого жанра и сеттинга, и при этом она будет выглядеть замечательно. Наконец, здесь будет интересно фанатам вселенной ХСОМ: где еще они получат возможность лично побродить по базе или столкнуться нос к носу с разъяренным мутоном? Так что, если закрыть глаза на недостатки игры и сконцентрироваться лишь на ее достоинствах, можно получить удовольствие от тех десяти часов, которые игрок проведет в борьбе с инопланетной угрозой.